Не прошло и двух недель с тех пор, как «зажравшиеся» футболисты сборной России проиграли стыковые матчи со Словенией, как вдруг, собрались – да и вышли себе в весеннюю стадию Лиги Чемпионов. Причем в решающем матче в составе ЦСКА на поле могло выйти и шесть, и больше игроков сборной (не будь дисквалифицированы Игнашевич и Березуцкий), но суть не в этом. Корни проблемы нужно искать где-то еще.
Каким-то образом Слуцкий, тренер, кстати, довольно демократичный, как и Хиддинк, смог настроить команду на два решающих матча (и это не говоря про матчи в чемпионате). Он не заставлял команду сидеть в спартанских условиях где-то за пределами Москвы, не заставлял, грызя поля, бегать до последнего издыхания, как требовали от Хиддинка многие журналисты. Видимо, не в этом дело.
Тактику Слуцкого, особенно после дисквалификации двух центральных защитников мог предсказать любой, кто видел хоть один матч с участием армейцев при новом тренере. Не угадать здесь было уже сложно. Впрочем, и игроков то у тренера было лишь на один состав. И он их поставил. Поставил так, как и надо было, не изобретая велосипед, сделав ставку на банально четкое исполнение своих функций на поле. Именно это и дало результат. Даже не смотря матч можно уверенно сказать, что Красич много бегал, как с мячом, так и без него, Нецид много боролся и по возможности играл эдакого баскетбольного центрового, сбрасывая мяч партнерам, Рахимич исключительно разрушал, а Алдонин неожиданно подключался к атакам. Ну и все это вокруг сколь молодого, столь и талантливого Дзагоева. Вот весь смысл игры армейцев, но именно эта игра приносит результат.
Возвращаясь к Хиддинку надо отметить, что, чтобы не пытались придумать на первом канале, что он маг, волшебник или какой другой шарлатан – это не так. Он тренер. Хороший тренер. Главное его преимущество над нашими тренерами заключалось в том, что он смог объективно взглянуть на наш футбол. Увидеть недостатки и достоинства не конкретных наших футболистов, а всего футбола в целом. И он смог подобрать игровую философию, подходящую именно этому футболу. Посмотрите голы в чемпионате России. Сколько из них забивается издали? А теперь взгляните ведущие чемпионаты – Англию, Германию, Италию. Большинство побед, особенно одерживаемых сильными командами над слабыми, добываются за счет трех китов современного футбола – стандарты, дальние удары и контратаки.
К сожалению, в России есть явные проблемы и с первым и со вторым. Именно поэтому Хиддинк после отборочного цикла к евро, когда задача минимум была решена, стал делать ставку на быструю игру в пас, на то, что в России называют «спартаковской игрой» (а в Европе – «барселонской»). Именно эта игра, помноженная на хорошую физическую готовность, могла принести результат российской команде (аналогично тому, как фланговая игра с навесами в центр приносила результат австралийцам). Проблема же, которую не учел Хиддинк, заключалась в том, что играть в этот футбол, можно только имея хорошую физику, а ее у сборной к стыковым матчам не оказалось. И ставку он, в результате сделал не на то и не на тех.
По большому счету, у сборной сейчас вырисовывается огромная проблема. Хоть у нас и довольно сильная команда и серьезных слабых мест в ней нет, есть одна очень большая беда и беда эта растет из футбольных школ – наши футболисты за очень редким исключением не умеют хорошо бить издали. Назовите сборника с ударом – вы назовете кого угодно, но только не полузащитника, которые как раз обязаны в большей степени, нежели защитники и форварды, иметь хороший дальний удар. Итог пока не утешителен. И страшно то, что это «пока» может растянуться на очень долгие годы.
Да, в последнее время стали появляться полузащитники с ударом (лучший пример – Дзагоев), но пока все они созреют для сборной пройдет еще один-два отборочных цикла.
Что же можно делать в такой ситуации? Конечно, пытаться всерьез заняться футбольными академиями и школами. И, судя по заявлениям руководства зенитовской и армейской школ, можно сказать, этим уже занялись. Но как быть со сборной? Если клубы могут позволить себе купить игроков с ударом (Алекс – лучший пример), то в сборной с этим большая проблема.
Перед вторым матчем со Словенией Гус Хиддинк хорошо осознавал эту проблему. Если нет возможности использовать дальние удары, если быстрая игра не получается из-за недостатка физики, то есть только одно средство игры (особенно имея преимущество в один мяч) – контратаки. Гус не учел только одного, что для контратак необходим очень сильный распасовщик (ведь в командах, игравших в контратакующий футбол, таких, как «Зенит» образца 2003 года или «Спартак»-2009, этими распасовщиками были такие мастера паса, как Радимов и Алекс).
Хиддинк же решил доверить эту роль талантливейшему, но совершенно не сыгранному с командой, Билялетдинову. В итоге, вместо контратакующей игры, получилось то, что получилось. Мяч просто редко покидал половину поля сборной России, а в таких ситуациях расплата неизбежна. В сборной ведь есть игроки с пасом – это и Зырянов (он дает пас довольно просто, но умеет делать это вовремя и очень хорошо видит поле), и Аршавин, и Дзагоев. Всем им на позиции диспетчера Гус предпочел, находившегося в хорошей форме Билялетдинова. Эта небольшая ошибка во многом предопределила как результат как матча, так и непопадание сборной в ЮАР.
Любого русского тренера за подобные просчеты сняли бы с должности. Но тут все сложнее. Гус стал первым тренером за все существование сборной России, который показал, что мы на что-то способны в футболе. Поэтому перед столь тяжелым выбором сейчас стоит РФС.
Вопрос уйдет ли Гус, скорее всего, будет и правда решаться на выборах главы РФС, а не после них. Все будет зависеть в большей степени от политики, нежели от спорта. Но это не суть. Главное, чтобы вектор развития российской сборной, прочерченный Хиддинком, получил продолжение. Важно, чтобы будущие тренеры сборной России понимали то, за счет чего наша сборная может добиваться результата, а не пытались выстроить свою игру, к которой они привыкли. Россия, по большому счету, из-за ошибок в подготовке игроков, не может играть в современный футбол. Поэтому она должна играть в футбол будущего. Без позиций, за счет постоянного перемещения футболистов, игры в пас на грани чувства и взаимозаменяемости во всех линиях.
Такой футбол ей можно привить только за счет большого количества тренировочных и игровых сборов, и именно на этом должен во многом делать ставку будущий президент РФС. Пусть мы частично потеряем в национальном чемпионате, у нас и так не столь плотный график игр, но если мы хотим чего-то добиваться в футболе, то работать нашей сборной надо больше, чем другим. Только такой путь может привезти к результату.